Цель дисциплины: изучить внешние и внутренние факторы, способствующие образованию русского языка; получить представление об общих проблемах, связанных с языковым развитием; изучить изменения в фонетическом, лексико-семантическом, грамматическом строе русского языка на разных этапах его развития и выявить важнейшие закономерности этой эволюции; приобрести системные лингвистические знания о русском литературном языке в его диахронии; изучить основные экстралингвистические факторы, воздействующие на диахронические изменения в системе русского языка; получить представление о важнейших проблемах, связанных с изучением современного русского языка.
Задачи дисциплины: изучение основных периодов в развитии русского литературного языка; историко-лингвистический анализ художественных текстов различных эпох на уровне фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса, стилистики; усвоение специфической терминологии («литературный язык», «кодификация», «языковая норма», «тип языка», «стиль речи», «двуязычие», «диглоссия», «койне», «извод», «список», «редакция», «плетение словес», «второе южнославянское влияние», «лексикон», «галломания» и др.).
В формировании профессиональной компетенции будущих педагогов особое значение имеет уровень начальной лингвистической подготовки студента. Изучение фонетики и словообразования родного языка обеспечивает студента знаниями, умениями и навыками, необходимыми как для освоения материала следующих разделов современного русского языка, так и для успешной профессиональной деятельности. Наряду с другими учебными курсами дисциплины «Современный русский язык», указанные курсы призваны служить для студента как источником теоретических знаний о фонетических законах и языковых нормах словоупотребления, словообразования, о коммуникативных и стилистических возможностях языковых единиц соответствующих уровней, так и тренинговой системой в сфере профессионального использования языка.
Цель дисциплины: изучение системы старославянского языка IX-XI вв., процесса ее становления начиная с исходных характеристик индоевропейского языка; овладение системой грамматики старославянского языка в сопоставлении с грамматикой изучаемых иностранных языков и лексикой, продуктивной в образовании словарного состава новых языков и интернациональной терминологии. Изучение основных вопросов, связанных с кирилло-мефодиевской проблематикой, судьбой церковнославянского языка как литературного у разных славянских народов; приобретение системных лингвистических знаний в области истории русского литературного языка XI-XVII вв.; изучение внешних и внутренних факторов, способствующих образованию русского языка. Расширение общелингвистического кругозора; выработка культуры научного мышления. Развитие навыков сопоставительного анализа фактов разносистемных языков (классических и новых) с целью обеспечения успешности усвоения современных иностранных языков и других филологических дисциплин. Целью изучения латинского языка является расширение лингвистического кругозора студентов, формирование научного подхода к изучению языковой системы родного и современного иностранного языка, выработка навыков самостоятельного чтения и понимания древних текстов.
Задачи дисциплины: реализация практических задач чтения, перевода и историко-лингвистического анализа важнейших старославянских и церковнославянских текстов, анализ их этической и эстетической стороны, толкование крылатых выражений библейского происхождения; выработка навыков историко-лингвистического комментирования языковых явлений современного русского языка; формирование целостного представления об античности, как о фундаменте всей европейской цивилизации; овладение системой грамматики классического (латинского) языка в сопоставлении с грамматикой родного и изучаемых иностранных языков и лексикой, продуктивной в образовании словарного состава современных европейских языков и интернациональной терминологии; развитие навыков перевода и терминообразования, сопоставительного анализа фактов разносистемных языков (классических и новых) с целью обеспечения успешности усвоения современных иностранных языков и других филологических дисциплин.