Курс разработан для организации самостоятельной работы студентов.
Цель работы в мастерской – ознакомление студентов с основными видами нарративов (исторических, социальных, литературных) на материале художественных, документальных и научных текстов; формирование представления о художественном тексте как новой и творческой точке зрения на историю человека и общества.
Основные проблемы обсуждения. Как изменяется реальность в результате ее описания? Может ли художественный текст служить источником для научных построений (исторических, социологических, юридических)? Как влияет субъект высказывания на его результат? Что такое множественная идентичность?
Организационно мастерская включает в себя семинарскую деятельность, готовит студентов к выполнению проекта в рамках дисциплины «Проектно-исследовательская работа».
Задачи семинаров: ознакомить студентов с локальными текстами мировой литературы; сформировать умения выявлять в локальном тексте целостную картину мира и осуществлять ее структурную характеристику; различать виды литературных и исторических нарративов, оценивать их значение для понимания прошлого и настоящего. Сверхзадача мастерской – видеть в литературных нарративах связь с научной картиной мира (социология, биология, география, история, физика) и меняющимся мировоззрением личности.
Самостоятельная работа студентов на Мастерской "Прикладная социология"
Дисциплина Россия и Мир, мастерская Преистория (Шарапов Д.В.)-осень 2024
Курс "Мастерская прикладная социология: социология цифрового общества" посвящен рассмотрению вопросов общественного развития, а также определению трендов и инструментов измерения социальных процессов и явлений. В первой части курса обучающиеся ознакамливаются с общетеоретическими аспектами развития социальных наук, определяются типы источников для работы, методы и методология, структура исследования, институциональные пространства социальных наук. Вторая часть мастерской посвящена практическим навыкам разработки социологической методологии в рамках тематики исследования цифрового общества.
Данный курс дополняет очное участие в мастерской "прикладная социология: социология цифрового общества" и обеспечивает вовлеченность слушателей в формат самостоятельной работы студента.
Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины состоит в обучении студентов фундаментальным основам исторического и гуманитарного познания; формировании у них способности ориентироваться в особенностях предметности социально-гуманитарных наук и их основных методах, соответствующих этой предметности.
Задачи учебной дисциплины
1. Познакомить студентов с основными направлениями и проблемными полями современных социогуманитарных исследований, в том числе отечественной и всемирной истории.
2. Анализ и сравнение основных концепций и подходов к пониманию сущности исторических событий и явлений, а также различных процессов и явлений, происходящих в обществе в настоящее время с исторической точки зрения;
3. Развитие навыков самостоятельного применения концептуальных и методологических средств исследования в области социально-гуманитарного познания.
4. Формирование навыков поиска, критического анализа и синтеза информации исторических источников и научной литературы.
Дифференцированный зачет
Дифференцированный зачет - проводится в виде тестирования
Оценивание происходит следующим образом
Общее количество баллов по дисциплине – 100 баллов.
Из них 0 - 20 баллов за тест по лекционному блоку.
От 0 - 80 баллов за работу в мастерской.
Из них от 0 - 60 баллов за работу на учебных встречах в мастерской.
От 0 - 20 баллов за итоговый тест по мастерской.
По итогам курса выставляется оценка:
До 60 баллов - "неудовлетворительно"
61 - 75 баллов - "удовлетворительно"
76 - 90 баллов - "хорошо"
91 балл и выше - "отлично"
Тема для подготовки к тестированию.
Тема 1. Источники (классификация, типы информации, внешняя и внутренняя критика).
Тема 2: Историография (периодизация, история науки, типы научных текстов).
Тема 3. Методы и методология социально-гуманитарного знания.
Тема 4. Структура НИР.
Тема 5. Институциональное устройство социально-гуманитарной науки.
Тема 6. Актуальность (виды, подходы).
Тема 7.Теоретические подходы к исследованию социальной реальности
Тема 8. Виды социологических исследований, их организация и проведение
Тема 9. Инструментарий для научного исследования
Тема 10. Полевой этап в работе социолога. Сбор, обработка и анализ данных
Тема 11. Социальные проблемы и прикладные исследования
Тема 12. Возможности цифровой социологии
Данный курс разработан для осуществления самостоятельной работы студентов в рамках мастерской «Банки: история и современность» дисциплины Россия и мир.
Задание для самостоятельной работы включает выполнение творческого задания.
Результатом выполнения считается письменный отчет. Структура творческого отчета должна последовательно раскрывать пункты творческого задания. При возникновении трудностей свяжитесь с Вашим преподавателем.
Критерии и баллы:
Критерии оценивания |
|
Кол-во баллов |
1. Соответствие структуры письменного отчета логике творческого задания, полнота раскрытия пунктов, своевременность представления |
|
5 |
2. Связность и логичность изложения материала, наличие необходимой для выполнения задания информации и данных, работа с данными, отсутствие ошибок в расчетах, обоснованность выводов |
|
10 |
3. Визуализация результатов, обоснованность использования |
|
5 |
Курс разработан для самостоятельной работы студентов
Курс разработан для организации самостоятельной работы студентов.