НИС реализуется в связке с курсом "Методы социально-педагогических исследований" , а также с учебной и производственной практиками, запланированными на 1-ом и 2-ом курсе обучения.
Выбор темы предполагает знакомство студентов с ключевыми научными направлениями исследований, реализуемых в Тюменском госуниверситете. Для чего расписание курса соотнесено с открытыми лекциями ведущих экспертов, руководителей центров и лабораторий.
Участие в работе НИС является обязательным для учащихся в магистратуре. Учитывая специфику Программы, НИС призван закрепить учащихся в магистратуре приемы и навыки проектировочной, аналитической и экспертной деятельности, что достигается сочетанием научно-исследовательской и экспертно-аналитической работы, что должно обеспечить высокое качество магистерских диссертаций, являющихся естественным результатом работы в НИС.
Данная дисциплина предназначена для студентов направления Специальное (дефектологическое) образование профиль "Логопедия" очной/заочной форм обучения.
Педагогическая практика проходит в форме самостоятельных практических занятий под руководством логопедов-методистов в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах), контингент которых включает в себя детей детей с нарушениями речи. Общая трудоемкость - 180 часов, из них самостоятельная работа 156 часов, консультации - 24 часа.
Перед прохождением практики проводится установочная конференция, где студенты получают задания практики и рекомендации по их выполнению. После прохождения практики проводится заключительная конференция по практике, где студенты в творческой форме предоставляют отчет по практике, подводят итоги практики. В период прохождения практики проводятся консультации руководителя практики, периодичностью 1 раз в месяц, на которых представляются промежуточные результаты.
Педагогическая практика относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла, относится к области коррекционно-педагогической деятельности.
Цель практики:
Формировать у студентов компетентности в осознании социальной значимости своей будущей профессии, мотивации к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ, способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии, способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ, способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования.
Задачи практики
1. Формирование способности к актуализации и применению теоретических знаний в соответствии с условиями практической деятельности.
2. Формирование и развитие у студентов профессиональных умений и навыков, профессионально значимых качеств логопедов, дающих возможность решать задачи, предусмотренные квалификационной характеристикой и нормативными документами, регламентирующими деятельность логопеда.
3. Формирование навыков и умений профессионального взаимодействия и сотрудничества со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
4. Формирование собственной профессиональной позиции, позволяющей самостоятельно выстраивать стратегию логопедической помощи.
5. Закрепление необходимых практических навыков по охране и укреплению здоровья детей и сохранению высокой работоспособности в различных видах учебно-познавательной деятельности.
Место практики в структуре образовательной программы
Педагогическая практика относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла, относится к области коррекционно-педагогической деятельности.
Для освоения дисциплины «Педагогическая практика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения курсов «Логопедия/ Основы коррекционной работы при дислалии, дизартрии, ринолалии».
Освоение данного курса является необходимой для последующего изучения дисциплин «Логопедия/нарушения голоса», «Логопедия/нарушения письма и чтения», а также дисциплин по выбору студента, подготовки к итоговой государственной аттестации.
Курс относится к числу профессиональных элективов.
Цель: расширение общекультурного кругозора и симулирование интереса студентов к педагогической деятельности через формирование представлений об истории и развитии образования как социальной практики, о современных моделях организации обучения и тенденциях развития образования в современном мире.
Актуальность дисциплины обусловлена тем, что в современном образовании личностно-профессиональное развитие и рост педагога – норма педагогической деятельности. Только постоянно развивающийся педагог может решать сложные задачи, которые ставит перед ним общество и образование. При этом развитие и рост – не только социально и профессионально обусловленные процессы, они индивидуализированы. Это значит, что педагог должен научиться осознанно, осмысленно управлять данными процессами на основе адекватных представлений о себе, своем будущем, на основе расстановки жизненных и профессиональных приоритетов, на основе развитой саморегуляции.
Цель курса – создание условий для формирования готовности и способности будущего педагога проектировать и реализовывать стратегии профессиональной карьеры и личностного роста.
Задачи:
1) создание условий для овладения студентов понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, формирования представлений о профессиональной карьере и личностном росте;
2) создание условий для формирования умений анализа и оценки явлений, относящихся к области профессионально-личностного роста;
3) создание условий для формирования навыков проектирования и реализации стратегий профессиональной карьеры и личностного роста.
Актуальность дисциплины обусловлена тем, что личностно-профессиональный рост – норма современного образования. Только педагог, ориентированный на личностно-профессиональный рост, может решать сложные задачи, которые ставит перед ним общество и образование. Соответственно, управление личностно-профессиональным ростом педагога – неотъемлемая часть функционала руководителя образовательной организации. При этом, управление личностно-профессиональным ростом педагога предполагает: адекватное понимание объекта управления (то есть, в данном случае, сути и динамики личностно-профессионального роста), ориентацию на ресурсный подход к управлению личностно-профессиональным ростом педагога, готовность к созданию условий, необходимых для личностно-профессионального роста педагогов.
Цель курса – создание условий для формирования готовности и способности будущего руководителя образовательной организации научно обоснованно и операционально грамотно управлять процессом личностно-профессионального роста педагога.
Задачи:
1) создание условий для овладения студентов понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, формирования представлений об управлении личностно-профессиональным ростом педагогов;
2) создание условий для формирования умений анализа и оценки явлений, относящихся к области управления личностно-профессиональным ростом педагогов;
3) создание условий для формирования навыков проектирования и реализации практик, необходимых для управления личностно-профессиональным ростом педагогов.
Актуальность дисциплины обусловлена тем, что личностно-профессиональный рост – норма современного образования. Только педагог, ориентированный на личностно-профессиональный рост, может решать сложные задачи, которые ставит перед ним общество и образование. Соответственно, управление личностно-профессиональным ростом педагога – неотъемлемая часть функционала руководителя образовательной организации. При этом, управление личностно-профессиональным ростом педагога предполагает: адекватное понимание объекта управления (то есть, в данном случае, сути и динамики личностно-профессионального роста), ориентацию на ресурсный подход к управлению личностно-профессиональным ростом педагога, готовность к созданию условий, необходимых для личностно-профессионального роста педагогов.
Цель курса – создание условий для формирования готовности и способности будущего руководителя образовательной организации научно обоснованно и операционально грамотно управлять процессом личностно-профессионального роста педагога.
Задачи:
1) создание условий для овладения студентов понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, формирования представлений об управлении личностно-профессиональным ростом педагогов;
2) создание условий для формирования умений анализа и оценки явлений, относящихся к области управления личностно-профессиональным ростом педагогов;
3) создание условий для формирования навыков проектирования и реализации практик, необходимых для управления личностно-профессиональным ростом педагогов.
Цель практики – развитие компетенций будущего педагога, необходимых для осуществления проектировочной деятельности как основы для осуществления других видов деятельности (методической, собственно педагогической, организационно-управленческой, сопровождающей, научно-исследовательской).
Задачи:
1) Развитие умений и навыков проектировочной деятельности;
2) Освоение «технологии» осуществления проектировочной деятельности;
3) Подготовка образовательных продуктов проектировочной деятельности, значимых для диссертационного исследования.
Профессиональные пробы в проектировочной деятельности отражают «технологию» социально-педагогического проектирования – его основные этапы: определение проблемы – социальный заказ – паспортизация – цель и задачи проектирования – прогнозирование.
Актуальность дисциплины обусловлена тем, личностно-профессиональное развитие и рост педагога – норма современного непрерывного образования. Только педагог, ориентированный на профессиональное развитие на каждом этапе своей профессионализации, может решать сложные задачи, которые ставит перед ним общество и образование. Соответственно, управление профессиональным развитием педагога – неотъемлемая часть функционала руководителя образовательной организации.
Цель курса – создание условий для формирования готовности и способности будущего педагога научно обоснованно и операционально грамотно управлять процессом профессионального развития на всех этапах профессионализации и с учетом их содержания.
Задачи:
1) создание условий для овладения студентов понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, формирования представлений о профессиональном развитии с учетом содержания каждого этапа профессионализации в контексте непрерывного образования;
2) создание условий для формирования умений анализа и оценки явлений, относящихся к области управления профессиональным развитием педагогов на разных этапах профессионализации в контексте непрерывного образования;
3) создание условий для формирования навыков проектирования и реализации практик, необходимых для сопровождения профессионального развития педагогов на разных этапах профессионализации в контексте непрерывного образования.
В контексте современных социокультурных вызовов (неопределенность, сложность, разнообразие) ведущей парадигмой образования является социально-личностная
(В.И. Загвязинский) – гуманистическая по своей направленности, культуротворческая по содержанию, активно деятельностная по способам и «технологиям» реализации (В.И. Загвязинский). Данная парадигма определяет необходимость неотчужденных от личности условий и технологий обучения, отвечающих потребностям личности и обеспечивающих достижение личностных результатов обучения, востребованных в современных социокультурных условиях.
Цель дисциплины: развитие готовности и способности будущих педагогов к проектированию и осуществлению учебного процесса, релевантного задачам самоопределения и развития личности учащегося в условия социокультурных вызовов (неопределенности, сложности, разнообразия).
Задачи дисциплины:
1) создание условий для овладения студентов понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, формирования представлений о психологических основах (факторы, проблемы, движущие силы и др.) учебного процесса, формирования целостного видения обучения в единстве его результатов и процесса;
2) создание условий для развития умений проектирования личностных результатов учебного процесса;
3) создание условий для развития умений проектирования и реализации «технологий» обучения, релевантных личностным результатам обучения.
Целью курса является развитие инновационного научно-исследовательского мышления, профессионального потенциала и мастерства слушателей. Реализация курса будет способствовать созданию инновационной образовательной и научной среды в вузе как инструмента формирования интеллектуального и научного потенциала выпускников, реализации комплексного (компетентностного) подхода к образовательной деятельности, внедрению инновационных методов и подходов при реализации научных исследований; повышению качества выпускных бакалаврских работ путем доведения их до уровня инновационных научно-исследовательских проектов, обеспечению при подготовке бакалавров завершенного цикла от идеи до создания и реализации продукта (проекта, модели и т.п.).
Курс позволяет разобраться в том, как планируются и выполняются научные исследования и научно-практические проекты в психологии и как оформляются их результаты.
Учебная дисциплина «Образование в условиях глобализации» входит в блок обязательной части образовательной программы. Роль и значение дисциплины обусловлены необходимостью формирования знания и понимания основных тенденций и стратегий процессов глобализации в образовании в их взаимосвязи с глобализационными процессами, характерными для геополитических, социокультурных, технологических и информационных систем общественного устройства на постиндустриальном этапе его развития.
Цель дисциплины: формирование компетенций в области анализа причинно-следственных связей и логики развертывания общественно-политических и социокультурных изменений, обуславливающих как изменение образования в условиях глобализации, так и глобализационные процессы в образовании.
Задачи дисциплины:
- формирование комплекса знаний в области факторов, причин, источников изменений, приводящих к трансформациям образования в условиях глобализации и глобализационным процессам в образовании;
- формирование комплекса знаний в области прогнозов, тенденций, стратегий и последствий глобализационных изменений геополитических, социокультурных, технологических и информационных систем общественного устройства XXI века, изменяющих образование;
- формирование комплекса знаний, умений и компетенций в области анализа и прогнозирования глобализационных процессов в образовании;
- развитие компетенций в осуществлении нормативно-правового анализа и прогностико-стратегического обоснования изменений в системах образования в условиях глобализации;
- развитие компетенций в изменениях личного дискурса педагогической деятельности, синхронизирующих профессиональную компетентность глобализационным вызовам, потенциалам и рискам реальности, в том числе цифровых сред.