Курс относится к числу профессиональных элективов.
Цель: расширение общекультурного кругозора и симулирование интереса студентов к педагогической деятельности через формирование представлений об истории и развитии образования как социальной практики, о современных моделях организации обучения и тенденциях развития образования в современном мире.
Актуальность дисциплины обусловлена тем, что в современном образовании личностно-профессиональное развитие и рост педагога – норма педагогической деятельности. Только постоянно развивающийся педагог может решать сложные задачи, которые ставит перед ним общество и образование. При этом развитие и рост – не только социально и профессионально обусловленные процессы, они индивидуализированы. Это значит, что педагог должен научиться осознанно, осмысленно управлять данными процессами на основе адекватных представлений о себе, своем будущем, на основе расстановки жизненных и профессиональных приоритетов, на основе развитой саморегуляции.
Цель курса – создание условий для формирования готовности и способности будущего педагога проектировать и реализовывать стратегии профессиональной карьеры и личностного роста.
Задачи:
1) создание условий для овладения студентов понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, формирования представлений о профессиональной карьере и личностном росте;
2) создание условий для формирования умений анализа и оценки явлений, относящихся к области профессионально-личностного роста;
3) создание условий для формирования навыков проектирования и реализации стратегий профессиональной карьеры и личностного роста.
Актуальность дисциплины обусловлена тем, что личностно-профессиональный рост – норма современного образования. Только педагог, ориентированный на личностно-профессиональный рост, может решать сложные задачи, которые ставит перед ним общество и образование. Соответственно, управление личностно-профессиональным ростом педагога – неотъемлемая часть функционала руководителя образовательной организации. При этом, управление личностно-профессиональным ростом педагога предполагает: адекватное понимание объекта управления (то есть, в данном случае, сути и динамики личностно-профессионального роста), ориентацию на ресурсный подход к управлению личностно-профессиональным ростом педагога, готовность к созданию условий, необходимых для личностно-профессионального роста педагогов.
Цель курса – создание условий для формирования готовности и способности будущего руководителя образовательной организации научно обоснованно и операционально грамотно управлять процессом личностно-профессионального роста педагога.
Задачи:
1) создание условий для овладения студентов понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, формирования представлений об управлении личностно-профессиональным ростом педагогов;
2) создание условий для формирования умений анализа и оценки явлений, относящихся к области управления личностно-профессиональным ростом педагогов;
3) создание условий для формирования навыков проектирования и реализации практик, необходимых для управления личностно-профессиональным ростом педагогов.
Актуальность дисциплины обусловлена тем, что личностно-профессиональный рост – норма современного образования. Только педагог, ориентированный на личностно-профессиональный рост, может решать сложные задачи, которые ставит перед ним общество и образование. Соответственно, управление личностно-профессиональным ростом педагога – неотъемлемая часть функционала руководителя образовательной организации. При этом, управление личностно-профессиональным ростом педагога предполагает: адекватное понимание объекта управления (то есть, в данном случае, сути и динамики личностно-профессионального роста), ориентацию на ресурсный подход к управлению личностно-профессиональным ростом педагога, готовность к созданию условий, необходимых для личностно-профессионального роста педагогов.
Цель курса – создание условий для формирования готовности и способности будущего руководителя образовательной организации научно обоснованно и операционально грамотно управлять процессом личностно-профессионального роста педагога.
Задачи:
1) создание условий для овладения студентов понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, формирования представлений об управлении личностно-профессиональным ростом педагогов;
2) создание условий для формирования умений анализа и оценки явлений, относящихся к области управления личностно-профессиональным ростом педагогов;
3) создание условий для формирования навыков проектирования и реализации практик, необходимых для управления личностно-профессиональным ростом педагогов.
Цель практики – развитие компетенций будущего педагога, необходимых для осуществления проектировочной деятельности как основы для осуществления других видов деятельности (методической, собственно педагогической, организационно-управленческой, сопровождающей, научно-исследовательской).
Задачи:
1) Развитие умений и навыков проектировочной деятельности;
2) Освоение «технологии» осуществления проектировочной деятельности;
3) Подготовка образовательных продуктов проектировочной деятельности, значимых для диссертационного исследования.
Профессиональные пробы в проектировочной деятельности отражают «технологию» социально-педагогического проектирования – его основные этапы: определение проблемы – социальный заказ – паспортизация – цель и задачи проектирования – прогнозирование.
Актуальность дисциплины обусловлена тем, личностно-профессиональное развитие и рост педагога – норма современного непрерывного образования. Только педагог, ориентированный на профессиональное развитие на каждом этапе своей профессионализации, может решать сложные задачи, которые ставит перед ним общество и образование. Соответственно, управление профессиональным развитием педагога – неотъемлемая часть функционала руководителя образовательной организации.
Цель курса – создание условий для формирования готовности и способности будущего педагога научно обоснованно и операционально грамотно управлять процессом профессионального развития на всех этапах профессионализации и с учетом их содержания.
Задачи:
1) создание условий для овладения студентов понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, формирования представлений о профессиональном развитии с учетом содержания каждого этапа профессионализации в контексте непрерывного образования;
2) создание условий для формирования умений анализа и оценки явлений, относящихся к области управления профессиональным развитием педагогов на разных этапах профессионализации в контексте непрерывного образования;
3) создание условий для формирования навыков проектирования и реализации практик, необходимых для сопровождения профессионального развития педагогов на разных этапах профессионализации в контексте непрерывного образования.
В контексте современных социокультурных вызовов (неопределенность, сложность, разнообразие) ведущей парадигмой образования является социально-личностная
(В.И. Загвязинский) – гуманистическая по своей направленности, культуротворческая по содержанию, активно деятельностная по способам и «технологиям» реализации (В.И. Загвязинский). Данная парадигма определяет необходимость неотчужденных от личности условий и технологий обучения, отвечающих потребностям личности и обеспечивающих достижение личностных результатов обучения, востребованных в современных социокультурных условиях.
Цель дисциплины: развитие готовности и способности будущих педагогов к проектированию и осуществлению учебного процесса, релевантного задачам самоопределения и развития личности учащегося в условия социокультурных вызовов (неопределенности, сложности, разнообразия).
Задачи дисциплины:
1) создание условий для овладения студентов понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, формирования представлений о психологических основах (факторы, проблемы, движущие силы и др.) учебного процесса, формирования целостного видения обучения в единстве его результатов и процесса;
2) создание условий для развития умений проектирования личностных результатов учебного процесса;
3) создание условий для развития умений проектирования и реализации «технологий» обучения, релевантных личностным результатам обучения.
Целью курса является развитие инновационного научно-исследовательского мышления, профессионального потенциала и мастерства слушателей. Реализация курса будет способствовать созданию инновационной образовательной и научной среды в вузе как инструмента формирования интеллектуального и научного потенциала выпускников, реализации комплексного (компетентностного) подхода к образовательной деятельности, внедрению инновационных методов и подходов при реализации научных исследований; повышению качества выпускных бакалаврских работ путем доведения их до уровня инновационных научно-исследовательских проектов, обеспечению при подготовке бакалавров завершенного цикла от идеи до создания и реализации продукта (проекта, модели и т.п.).
Курс позволяет разобраться в том, как планируются и выполняются научные исследования и научно-практические проекты в психологии и как оформляются их результаты.
Учебная дисциплина «Образование в условиях глобализации» входит в блок обязательной части образовательной программы. Роль и значение дисциплины обусловлены необходимостью формирования знания и понимания основных тенденций и стратегий процессов глобализации в образовании в их взаимосвязи с глобализационными процессами, характерными для геополитических, социокультурных, технологических и информационных систем общественного устройства на постиндустриальном этапе его развития.
Цель дисциплины: формирование компетенций в области анализа причинно-следственных связей и логики развертывания общественно-политических и социокультурных изменений, обуславливающих как изменение образования в условиях глобализации, так и глобализационные процессы в образовании.
Задачи дисциплины:
- формирование комплекса знаний в области факторов, причин, источников изменений, приводящих к трансформациям образования в условиях глобализации и глобализационным процессам в образовании;
- формирование комплекса знаний в области прогнозов, тенденций, стратегий и последствий глобализационных изменений геополитических, социокультурных, технологических и информационных систем общественного устройства XXI века, изменяющих образование;
- формирование комплекса знаний, умений и компетенций в области анализа и прогнозирования глобализационных процессов в образовании;
- развитие компетенций в осуществлении нормативно-правового анализа и прогностико-стратегического обоснования изменений в системах образования в условиях глобализации;
- развитие компетенций в изменениях личного дискурса педагогической деятельности, синхронизирующих профессиональную компетентность глобализационным вызовам, потенциалам и рискам реальности, в том числе цифровых сред.
использование различных графических средств для решения образовательных задач
применения IT технологий для решения образовательных задач
В школах с 2024 года вводится обязательный учебный курс «Черчение» в инженерных классах и «Основы черчения» по программам основного общего образования (поручение Президента РФ В. Путина) https://tass.ru/obschestvo/17943159. Для реализации этой задачи необходимы кадры с современными компетенциями в области проектирования и черчения. С 2019 года (официально) черчение в школах не преподается, а в вузах с 1989 года не готовят специалистов с квалификацией «учитель изобразительного искусства и черчения средней школы», хотя в рамках спецкурсов черчение преподается. Данная программа призвана устранить кадровую проблему, и «вооружить» учителей изобразительного искусства современными компетенциями в области черчения, методики преподавания черчения, проектирования и применения IT технологий для решения образовательных задач.
Этот курс для вас, если вы:
– Хотите ликвидировать "пробелы" в черчении, методике черчения, проектной графике и применения IT технологий в их преподавании.
– Работаете учителем изобразительного искусства и планируете занять смежную позицию преподавателя предмета «черчение».
– Владеете базовыми знаниями в области черчения, методики черчения, проектной графики и применения IT технологий в их преподавании, но вам не хватает опыта и практики.
– Хотите перенять опыт экспертов в данных областях.
– Сталкиваетесь с трудностями, когда выполняете чертежи, проектные задания, преподаете черчение и применяете IT технологии в преподавательской деятельности.
Чему вы научитесь.
Знания:
-основ черчения, начертательной геометрии, проектирования и способы их применения для решения образовательных задач в современной школе (оформление чертежей, ГОСТы, типы линий, принципы проецирования и т.п.);
- разновидностей проектной графики (клаузуры, линейная и т.п.) и возможность их применения для решения образовательных задач в школе;
- принципов работы в программных средах Corel Draw и Inkscape, а также возможностей их применения для выполнения графических работ на компьютере в школе (чертеж, аксонометрия и т.п.);
- методики обучения черчению, принципы построения программы, а также межпредметные связи с учебными дисциплинами.
Умения:
-выполнять и оформлять чертежи различного назначения в соответствии с ГОСТом и требованиями школьной программы;
- выполнять проектные работы в опоре на графические и чертежные навыки с учетом возможностей школьного образования;
- выполнять проектные задачи различного назначения (визуализация объектов, чертеж и т.п.) в программных средах Corel Draw и Inkscape с учетом задач современной школы;
- анализировать содержание учебных программ по черчению в средней школе, выявлять межпредметные связи между черчением и другими учебными предметами.
Навыки:
-применения средств графики и черчения при выполнении образовательных задач в школе;
- использования различных графических средств для решения образовательных задач;
- применения IT технологий для решения образовательных задач;
- разработки уроков, наглядных пособий и аттестационных заданий в соответствии с требованиями ФГОС.
Модули учебной программы:
Раздел 1. Основы черчения и начертательной геометрии
- Тема 1.1. Краткий исторический очерк развития черчения и проектной графики
- Тема 1.2. Основные сведения о проецировании
- Тема 1.3. Проецирование многогранников и тел вращения
- Тема 1.4. Аксонометрические проекции
- Тема 1.6. Сечение многогранников и тел вращения плоскостью
- Тема 1.8. Способы нанесения размеров на чертеже
- Тема 1.9. Сечения и разрезы
- Тема 2.1. Виды проектной графики
- Тема 2.2. Эскизный проект (клаузура)
- Тема 2.3. Выявление формы объекта в проекте при помощи светотени. Теория теней.
- Тема 3.1. Знакомство с интерфейсом и инструментарием программ Corel Draw и Inkscape
- Тема 3.2. Выполнение чертежа в программе Corel Draw и Inkscape
- Тема 3.3. Выполнение аксонометрии в программе Corel Draw и Inkscape
- Тема 3.4. Верстка портфолио в программе Corel Draw и Inkscape
- Тема 4.1. Методика обучения черчению. Специфика урока черчения
- Тема 4.2. Межпредметные связи на уроке черчения
- Тема 4.3. Дидактические принципы и методика обучения черчению
- Тема 4.4. Оборудование уроков черчения
- Тема 4.5. Методические приемы обучения черчению
- Тема 4.6. Методика обучения анализу формы предмета.
- Тема 4.7. Обучение учащихся чтению машиностроительных чертежей
- Тема 4.8. Методика активизации графическо-творческой деятельности.
- Тема 4.9. Разработка урока в 7 классе с учетом требований ФГОС
- Тема 4.10. Разработка урока в 8 классе с учетом требований ФГОС
- Тема 4.11 Работа на классной доске
- Тема 4.12. Оценка знаний учащихся по черчению
По завершению обучения вы получаете документ государственного образца о прохождении курса повышения квалификации.
Преподаватели курса.
Мокроусов Сергей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств ТюмГУ.
Специальность по диплому: «Изобразительное искусство и черчение»
Преподает в ТюмГУ дисциплины: «Живопись», «Рисунок», «Композиция», «Практика по черчению и проектированию», «Проектирование рекламы и инфографики в программе Corel Draw», «3D и медийная реклама в программе 3Ds Max», «Проектная графика для всех».
Бакиева Ольга Афанасьевна, кандидат педагогических наук доцент кафедры искусств ТюмГУ.
Специальность по диплому: «Изобразительное искусство и черчение».
Преподает в ТюмГУ дисциплины: «Методика обучения изобразительному искусству», «Педагогическая практика (пробных уроков и внеклассных мероприятий)», «Технологическая (проектно-технологическая) практика (по технологии создания изделий декоративно-прикладного искусства)», «Современные прикладные искусства».