Задания для самостоятельной работы по темам лекций в курсе "Социальная экология"
В рамках учебной дисциплины "Техногенные системы и экологический риск" рассматриваются вопросы разнообразия антропогенных ландшафтов и геотехнических систем, а также вопросы определения экологического риска территорий. Дается представление о механизмах трансформации ландшафтной сферы, результатах этой трансформации и подходах к оценке экологических последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Дисциплина «Общественная география регионов мира» детализирует и систематизирует общественно-географическую картину мира, даёт представление о закономерностях и особенностях пространственной дифференциации общества и общественных процессов в регионах мира. Знание современных закономерностей и специфики в территориальной организации общества и хозяйства мира в целом, его крупных регионов и ключевых стран, глубокое понимание происходящих социально-экономических процессов и их причин, является необходимой фундаментальной основой профессиональной деятельности географа.
Цель курса: Сформировать у студентов комплексные представления об основных закономерностях и территориальной организации населения и хозяйства мира.
Задачи курса:
1. Показать особенности экономико-географического и политико-географического положения ключевых стран мира.
2. Проследить характерные черты в этнокультурной картине регионов современного мира, получить представления о территориальных закономерностях демографических и социальных показателей.
3. Дать комплексную оценку природно-ресурсного потенциала регионов мира.
4. Выявить специфические черты различных межотраслевых комплексов.
5. Рассмотреть географические особенности развития различных отраслей важнейших межотраслевых комплексов зарубежных стран.
6. Дать комплексную страноведческую характеристику отдельных стран мира.
Целью изучения ресурсоведения является формирование теоретических и практических знаний о природных и социальных ресурсах, освоенности и перспективах развития природно-ресурсного потенциала.
Задачи изучения данной дисциплины:
- исследование теоретических основ ресурсоведения;
- формирование представлений о ресурсах и их образовании, истории развития взглядов на ресурсы, современных знаний о проблеме генезиса и географии распространения различных видов ресурсов;
- получение знаний в области охраны и рационального использования различных типов ресурсов.
Курс "Ресурсоведение с основами природопользования" направлен на изучение основных видов природных ресурсов и условий. В рамках курса рассматриваются проблемы природопользования и организации охраны окружающей среды, теории природопользования, подходы к оценке природных ресурсов. Детально характеризуются земельные, минерально-сырьевые, энергетические, гидрологические ресурсы, ресурсы атмосферного воздуха, рекреационные и биологические ресурсы. Приводятся методики расчета природно-ресурсного потенциала территории.
Цель дисциплины – формирование эффективной экологоориентированной профессиональной деятельности, знакомство с основными видами природных ресурсов и определение природно-ресурсного потенциала территории.
Задачи дисциплины:
- рассмотреть имеющиеся подходы к исследованию и оценке природных ресурсов;
- изучить классификации природных ресурсов по различным признакам-основаниям;
- рассмотреть различные категории природных ресурсов (земельные, водные, минерально-сырьевые и другие), оценить их объемы, проанализировать закономерности распространения, динамику потребления, проблемы использования и охраны природных ресурсов;
- исследовать различные подходы к оценке природно-ресурсного потенциала территории.
В рамках учебной дисциплины «Общественная география» рассматриваются вопросы теоретико-методологических основ общественной географии, территориально-производственные комплексы, экономическая география, география природных ресурсов, география хозяйства, социальная география, география населения, политическая география и геополитика, формы правления и государственный строй стран мира, основные концепции геополитики, рекреационная география, география туризма, страноведение, культурная география.
Цель дисциплины – сформировать у учащихся способность использовать общественно-географические знания в научной и практической деятельности для развития географических систем различного пространственного уровня.
Задачи курса:
1. Изучить понятийно-терминологический аппарат общественной географии.
2. Сформировать представления об основных теориях и концепциях общественной географии.
3. Освоить методы общественно-географических исследований для целей территориального планирования и управления пространственными системами.
4. Развить навыки географического изучения населения и хозяйства во взаимосвязи с природными условиями и процессами;
5. Обеспечить понимание принципов и закономерностей пространственной организации территориальных социально-экономических систем;
6. Сформировать представления о факторах, закономерностях и особенностях пространственной организации общества.
В рамках учебной дисциплины «Общественная география» рассматриваются вопросы теоретико-методологических основ общественной географии, территориально-производственные комплексы, экономическая география, география природных ресурсов, география хозяйства, социальная география, география населения, политическая география и геополитика, формы правления и государственный строй стран мира, основные концепции геополитики, рекреационная география, география туризма, страноведение, культурная география.
Цель дисциплины – сформировать у учащихся способность использовать общественно-географические знания в научной и практической деятельности для развития географических систем различного пространственного уровня.
Задачи курса:
1. Изучить понятийно-терминологический аппарат общественной географии.
2. Сформировать представления об основных теориях и концепциях общественной географии.
3. Освоить методы общественно-географических исследований для целей территориального планирования и управления пространственными системами.
4. Развить навыки географического изучения населения и хозяйства во взаимосвязи с природными условиями и процессами;
5. Обеспечить понимание принципов и закономерностей пространственной организации территориальных социально-экономических систем;
6. Сформировать представления о факторах, закономерностях и особенностях пространственной организации общества.
Курс "Экологический менеджмент и аудит" для бакалаврианта по направлению "Экология и природопользование"
Курс "Экологический менеджмент в организации" для магистратуры "Экологический мониторинг и управление качеством экосистем"
· основные положения проблемы изменения климата, основные угрозы изменения климата для России и мира;
· принципы низкоуглеродной экономики;
· основные методы реализации принципов низкоуглеродной экономики.
Уметь:
· выстраивать стратегии адаптации к изменению климата;
· проводить расчеты платы за НВОС.
Владеть:
· пониманием глобальной климатической угрозы и ее эффектов для России;
· навыками проведения оценки экономической эффективности климатических проектов.
Курс "Низкоуглеродная экономика" для магистрантов направления "Глобальные изменения и карбоновое регулирование" (2023/2024 учебный год)