В дисциплине рассматриваются феномены личности, малой группы и коллектива; представлено многообразие научных представлений о личности; рассмотрены темперамент, характер, способности, мотивация и профессиональное развитие личности; проанализированы групповые процессы, социально-психологический климат в коллективе. В процессе изучения дисциплины студентам предлагается изучить собственные личностные особенности и проанализировать их через призму профессионального развития.
Цель освоения дисциплины: формирование профессиональной компетентности бакалавра педагогики в области психологии развития и в образовательном процессе через освоение знаний о возрастных особенностях человека, проявляющихся в обучении, задачах и резервах развития в разные возрастные периоды, а также влиянии возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на решение широкого круга профессиональных педагогических задач. Достичь понимания студентами специфики обучения людей с разными возрастными, индивидуальными, типологическими особенностями.
Задачи освоения дисциплины: овладеть понятийным аппаратом психологии развития человека в образовании; познакомить с классическими и современными теориями и концепциями психологии развития человека; сформировать представления о динамике, механизмах и закономерностях психического развития человека в различные возрастные периоды; дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека; раскрыть определяющие закономерности психического развития человека в его связи с воспитанием и обучением; научить обоснованно и корректно подбирать и использовать в профессиональной деятельности различные психолого-педагогические средства; сформировать навыки применения современных методов психодиагностики; применять на практике полученные знания.
В программе дисциплины «Профессиональная этика психолога в сфере образования» содержится материал лекционных и практических занятий. Целями освоения дисциплины «Профессиональная этика психолога в сфере образования» являются освоение понятия, и правила практической этики психолога как неотъемлемой части профессиональной деятельности, предполагающей непосредственное воздействие на психическую реальность человека.
Изучение курса «Нормативно-правовые аспекты профессиональной деятельности психолога в сфере образования» будет способствовать знакомству с международными нормами и договорами в области прав ребенка и образования детей; с трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка; с нормативными правовыми актами, касающимися организации и осуществления профессиональной деятельности психолога в сфере образования; с федеральными государственными образовательными стандартами образования; с ведением профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
В программе дисциплины «Методы психологических и педагогических исследований» содержится материал лекционных и практических занятий. Данный курс призван способствовать формированию подлинного научного мировоззрения, способности глубже понять роль и место статистических закономерностей в научной картине мира, помочь лучше уяснить взаимосвязи естественно-научных предметов между собой и связь их с задачами предстоящей исследовательской деятельности (в частности, с задачами прогнозирования, а также обработки и анализа результатов научно-исследовательской работы).
Основная цель курса «Девиантология» заключается в том, чтобы сформировать у студентов научно-обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности, умение проводить диагностику и оценивать результаты психологического воздействия на девиантных подростков, умение применять теоретические знания на практике. Формирование общепрофессиональной компетентности бакалавра психолого-педагогического образования через становление у студентов целостного представления о клинической психологии и содержании деятельности клинического психолога, о психологических методах изучения нарушений психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, восприятия), эмоционально-волевых и личностных расстройств для решения широкого круга профессиональных психолого-педагогических задач.
Цель курса: Формирование у студентов профессиональных компетенций в области дефектологии; создание целостного представления о видах отклонений в развитии, их структуре, причинах, образовательных возможностях детей с отклонениями в развитии; определение общих и специфических закономерностей развития детей с отклонениями в развитии; ознакомление с основными направлениями психолого-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; формирование представлений о значимости своевременного выявления нарушений развития и необходимости изучения путей и способов предупреждения, диагностики и коррекции отклонений в развитии; освоение опыта организации и построения образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями.
Целью изучения дисциплины «Клиническая психология детей и подростков» является формирование общепрофессиональной компетентности бакалавра психолого-педагогического образования через становление у студентов целостного представления о клинической психологии и содержании деятельности клинического психолога, о психологических методах изучения нарушений психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, восприятия), эмоционально-волевых и личностных расстройств для решения широкого круга профессиональных психолого-педагогических задач.
В рамках данной дисциплины рассматриваются вопросы технологии организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности создания комфортной образовательной среды в процессе инклюзии детей с различными нарушениями.
Цель: ознакомить обучающихся с сущностью и содержанием инклюзивного образования; показать его роль и место в общей системе образования; вооружить слушателей технологическими рекомендациями психолого-педагогической деятельности в области инклюзивного образования.